Удаление воздуха из топливной системы
Работа дизельного двигателя JCB базируется на высоком давлении топлива, что является необходимым условием для максимального тонкого распыла форсунками. От этого зависит и дозирование цикловой подачи. Отличительная деталь дизельных двигателей – это топливный насос высокого давления или ТНВД. Когда в эту систему из соседних узлов попадает лишний воздух, он препятствует образованию необходимого давления и нормальной подачи топлива. Эффективный впрыск топлива становится практически невозможным и машина не заводится.
Как воздух попадает в топливную систему
В большинстве случаев причиной попадания воздуха оказывается нарушенная герметичность уплотнений насоса низкого давления или ТНВД. Продолжительный срок службы и некачественное обслуживание или ремонт способствуют такой ситуации. Топливные магистрали могут быть подвержены завоздушиваию при следующих состояниях:
- Гибкие шланги, работающие под сильными вибрациями, изготовленные из некачественных материалов. Наиболее опасны пластиковые трубы, которые быстро начинают трескаться.
- Ослабленные участки соединений – штуцеры на хомутах и наконечники. Также здесь быстро изнашиваются уплотнители.
- Коррозия, повреждающая трубопровод. Ржавеют и черные металлы, и алюминий, а больше всего подвержены разрушению силуминовые элементы.
- Усадка и снижение своих свойств прокладок и герметиков на фланцах трубопровода.
В топливных системах JCB используются сложные фильтры с пробками и отстойниками, в которых может накапливаться влага, приводящая к коррозии элементов. К слову, частая замена фильтров только повышает риск завоздушивания, т.к. при подобных операциях высока вероятность снизить герметичность системы. Разумеется, играет роль и качество заменяемых элементов.
Способствует подсосу воздуха расположение подкачивающего насоса рядом с топливным насосом высокого давления. Он должен располагаться в топливном баке, однако здесь также присутствует вероятность подсоса воздуха – когда бак пустой.
Чем опасен воздух в топливной системе
Завоздушенная топливная система – это состояние, наиболее опасное именно для дизельных двигателей. Так как здесь впрыск топлива осуществляется без воздуха, небольшое попадание лишнего воздуха в основные магистрали может вызвать серьезные трудности с запуском техники. Основные симптомы подсоса воздуха в топливную систему JCB: нестабильная работа двигателя при нормальном запуске, необходимость долговременной работы стартера, а также сложности с запуском вплоть до невозможности завести двигатель даже с буксира. Дизельные системы требуют срочной откачки попавшего воздуха, т.к. в отличие от бензиновых двигателей, здесь он не сможет удалиться самостоятельно.
Как удалить воздух из системы
Перед удалением воздуха из топливной системы необходимо провести полную диагностику, что само по себе половина успешного ремонта. В некоторых случаях подсос воздуха можно выявить по визуальным признакам: осматривается днище и моторный отсек, выявляются подтеки солярки и других жидкостей, трещины. Когда такая диагностика не дает результатов, необходимо прибегнуть к нескольким испытаниям, которые покажут место завоздушивания. Популярным методом является подача топлива из канистры через ТНВД, также используется методика повышения давления топливного бака, что покажет трещины подтеками и жирными пятнами.
Так как подобные проблемы выявляются чаще у машин с большим сроком службы, то мест подсоса воздуха может быть несколько. Практически всегда это три возможных участка: топливная магистраль, ТНВД и обратная магистраль. Удаление воздуха из системы питания двигателя проводится прокручиванием коленчатого вала после откручивания (ослабления) трубок к форсункам. Далее остается прокрутить коленчатый вал вручную или стартером и дождаться появления топлива из трубок. Остается вернуть их место. Когда завоздушивание было вызвано опустошением бака, то решение еще проще – нужно прокачать систему педалью газа и лишний воздух выйдет. Разгерметизация же требует продолжительной диагностики и замены поврежденных деталей.